Пятница
2017-11-24
5:06 AM
Поиск
Категории раздела
Мои файлы [0]
Литература [33]
Наш опрос
Как ваш ребенок перенес кризис трехлетнего возраста?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • only you

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Литература

    Елена Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 - 3 лет.
    2009-09-10, 1:58 PM
    Логопедические занятия с детьми раннего возраста

    Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего
    возраста

    В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь, перед
    родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать
    специальные логопедические занятия или стоит подождать?

    Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его
    сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в
    речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что
    «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а
    потомзаговорит», ит.п.

    Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это
    можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый
    специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься
    с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5-5 лет, поведение
    которого уже в достаточной степени произвольно.

    На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет
    необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда,
    психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских
    исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения
    специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить
    характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины
    возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным
    организовать адекватную помощь ребенку.

    В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним
    проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но
    нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект.
    Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут
    дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического
    развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.

    Логопедические занятия с детьми раннего возраста

    Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с
    детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на


    ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный
    прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением
    речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может
    выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка
    можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего
    логопедического воздействия.

    При проведении систематических логопедических занятий часть детей,
    имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте,
    могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи
    сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей
    даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть
    свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с
    усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно
    говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае — об общем недоразвитии
    речи (ОНР).

    Особенности занятий с детьми раннего возраста

    Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с
    маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и
    содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы
    построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять
    себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития
    восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.


    Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие
    моменты:

    Ребенок познает мир с помощью взрослогочеловека путем подражания

    Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов:
    открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с
    помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего
    быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом
    рисуют.

    Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу,
    строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и
    повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится
    говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

    Вывод: занятия с малышами основаны на подражании

    взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на

    объяснении, беседе, внушении.

    В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать
    элементы игры и обучения

    Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская
    непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с
    людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое
    плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только
    в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального
    подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к
    обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу
    неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

    Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально
    организованные игры.


    Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

    Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.)
    снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо
    большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и
    количества повторений потребуется.

    Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и
    занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно
    чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых
    любимых игр.

    Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо
    многократное повторение пройденного.

    Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

    Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким
    образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте
    знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины на
    улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку.

    Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать
    ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие
    городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах,
    поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного
    расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы
    занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода
    ит.д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных
    занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими
    детьми вполнеоправданно и полезно.

    Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного
    и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада
    «Ознакомление с окружающим миром»).

    Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

    Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен


    быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги
    склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам
    требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять
    позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего
    возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

    Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для
    него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается
    выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом
    случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может
    отказаться от попыток выполнения сложного задания.

    Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка,
    усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к
    занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

    Необходимо контролировать длительность занятия

    Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и
    кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом,
    чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра
    длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и
    поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети
    устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы
    продолжать.

    Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать
    длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать
    длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их
    поведения.

    Необходима четкая структура занятия

    Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура
    занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и
    конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени
    (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает


    основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности
    игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае
    долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах,
    обозначающих начало и конец каждой игры.

    Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и
    цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или
    «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» ит.п. Варианты окончания игры —
    «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят), «Курочка и
    цыплята прощаются — до свидания!» ит.п. А вот продолжение может быть любым
    по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

    Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

    Необходима смена видов деятельности

    Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр,
    позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и
    эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными
    занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической)
    помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

    Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр,
    сменяющих одна другую.

    Гибкость

    Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей,
    их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на

    отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует
    поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры,
    ее сюжета.

    Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его
    проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить,
    что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный
    ранее, элемент.


    Перенос знаний

    Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые
    дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других
    занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе
    событий — они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой
    ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, ив
    знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а
    иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае
    полезный навык быстрее закрепится.

    Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их
    использовать в самых разных ситуациях.

    Малышам необходима положительная оценка их деятельности

    В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого,
    положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь
    отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не
    акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В
    следующий раз обязательно получится», «Ты старался, — молодец!».

    Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее,

    хвалите их почаще.


    Особенности логопедических занятийс детьми
    раннего возраста

    Логопедические занятия с детьми раннего возраста также имеют ряд
    особенностей:

    Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком

    Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры,
    насколько ребенок эмоционально вовлечен. Логопеду необходимо вызвать у ребенка
    доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям.
    Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным,
    непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно
    поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым
    попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи
    психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.

    Необходимость подготовительного этапа

    Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить
    ребенка. Прежде всего — игры на развитие подражания. Именно в таких играх
    ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Также
    проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания,
    внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи
    также будет тормозиться.

    Категория: Литература | Добавил: Валерия-мама | Теги: дети, логопедия, речь, развитие
    Просмотров: 2209 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]