Пятница
2024-03-29
3:47 PM
Поиск
Категории раздела
Мои файлы [0]
Литература [33]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • only you

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Литература

    Е. Тропп, М.Федотов. Олимпийский чемпион в первые три года жизни
    2009-10-08, 1:02 PM

     Нужны ли вообще олимпийские чемпионы? Это на самом деле вопрос спорный. Сами мы являемся фанатиками и знатоками спорта и можем ответить на самые каверзные вопросы о многих видах спорта, за которыми мы следим. Мы знаем, чем болела олимпийская чемпионка Вильма Рудольф и в чем фокус расслаблений Валерия Борзова, кто стоял на воротах "Спартака" в знаменитых предвоенных матчах с басками и как Леонид Жаботинский обманул перед последней попыткой Юрия Власова. Мы знаем, как распределялись удары в голову и в корпус абсолютного чемпиона по боксу Королева в его матче с полутяжем Михайловым, и какого роста были наши чемпионы Европы Лагинавичюс с Петкявичюсом...
        Знание бесконечного количества подобной чепухи показывает, что люди находятся в очень близких отношениях со спортом в течение многих лет. Но сегодня у нас нет уверенности в том, что профессиональный спорт и здоровье - синонимы. Спорт давно стал средством заработка, и последние страны, где существует любительский спорт, исчезают с карты мира. Чтобы достичь результатов мирового уровня, современному спортсмену нужно превратить себя в тренировочную машину, которая проводит две-три тренировки в день, служа этим результатам и предельно сокращая любую другую человеческую деятельность - учебу, работу, творчество, чтение, семью, наконец. Так для чего же мы пишем эту книгу?
        Мы видим путь, который позволит сделать движения человека совершенными не за счет превращения всей жизни в тренировку,а за счет своевременного (то есть, раннего) начала всей физической активности. Можно добиться того, что ребенок к возрасту первоклассника будет блестяще бегать, плавать, кататься на коньках и горных лыжах, владеть ракеткой и мячом, но при этом он еще будет интеллигентным, развитым, эрудированным человеком, у которого кроме спорта будет существовать полноценная жизнь.
        В какой-то момент, когда за ним табуном будут бегать тренеры, ему придется решать, стоит ли заниматься спортом профессионально. Ему придется выбирать - остаться ли просто прекрасным юным теннисистом или думать об Уимблдоне, остаться ли классным велосипедистом или думать о Тур де Франс. Мы думаем, что сегодняшние результаты во всех спортивных видах так выросли, что достигнуть Олимпа смогут только спортсмены, которые узко специализировались в самом раннем возрасте, особенно это касается игровых видов спорта. Идеальным примером является лучшая теннисистка последних лет, коронованная в шестнадцать лет Мартина Хингис, которая выделяется не ростом, не физическими данными, так важными в теннисе, а только совершенством движений, которое обеспечено тем, что она начала играть в два года.
        "Я не собираюсь мучить своего ребенка тренировками в два года!" - говорит любая мать. Подождите, еще секунду не закрывайте книгу! Во-первых, мы пишем о еще более крамольных вещах - о начале спортивной подготовки в возрасте, намного более раннем. А во-вторых, мы верим, что вы сможете добиться невероятных успехов благодаря началу занятий именно в этом самом раннем возрасте, когда движения становятся совершенными естественно, без ломки и мучений.
        Мы пишем о воспитании физически развитого ребенка, но этот ребенок вовсе не обязательно должен стать спортсменом в будущем. Ведь выучивший японский язык не обязан эмигрировать в Японию или становиться японцем! Но, с другой стороны, положения, о которых мы пишем, будут обязательны для тех, кто бредит спортом и готовит своего ребенка к спортивной карьере. Для них возможность удачи целиком зависит от раннего старта.
        Вы, может быть, знаете чемпиона по плаванию, который начал плавать в пятнадцать лет, а до этого никогда не видел воды, или чемпиона по шахматам, который научился играть только в двенадцать лет... Не стоит тешить себя подобными примерами. Понятно, что возраст начала в большинстве видов спорта неуклонно ползет вниз, и большинство ведущих гроссмейстеров мира играют с четырех-пяти лет. Бывают, конечно, исключения, и каждое из этих "хороших исключений" можно анализировать отдельно, но ясно одно: малоподвижный ребенок ВДРУГ преобразиться и стать знаменитым спринтером не может.
        Мы пишем о воспитании детей, потенциально готовых достичь немыслимых сегодня результатов. И ключ к этому единственный - движение с рождения.

    2. Четыре кита (немного теории)

        "Теорию читать скучно," - считает читатель, но, пусть коротко и самыми маленькими буквами, потеоретизировать все же придется. Один читатель нашей первой брошюры о воспитании одаренных детей сказал, что все очень интересно, но слишком часто упоминается имя Глена Домана. Исправить этот недостаток нам пока не удается. Очень трудно писать о марксизме, совсем не ссылаясь на Маркса.
        Наш "Маркс" - американский врач, который несколько десятилетий занимается лечением детей, страдающих различными нарушениями мозговой деятельности. В руководимом им Институте Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) разработаны уникальные методики, помогающие больным детям с поврежденным мозгом восстановить нарушенные функции, догнать и даже, каким бы невероятным это ни казалось, обогнать в развитии своих здоровых сверстников. Но открытия, сделанные группой Домана, имеют значение не только для медицины.
        Эти открытия, касающиеся возможностей человеческого мозга, совершили "мягкую революцию" в педагогике. Система, разработанная для больных детей, оказалась необходимой здоровым. Мы кратко остановимся на основных положениях этой системы, тем, кто захочет разобраться во всех ее тонкостях, нужно прочитать книги Глена Домана (см.: Библиография, Доман).
        Итак, открыто, что путем активной стимуляции одного из органов чувств можно подвергнуть воздействию мозг в целом. У детей с мозговыми травмами таким образом - через здоровые функции - воздействовали на поврежденные. Выяснилось, что обездвиженным помогает, в частности, стимуляция зрения. Детей учили читать, показывая им карточки с написанными словами, и добивались необыкновенного эффекта: приговоренные к неподвижности, немые дети начинали ползать, говорить, а вскоре выяснилось, что многие из них в четыре года читают лучше, чем "нормальные" в семь.
        Раннее чтение - вот первый "кит" системы Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте (по Доману, начинать можно с года, а то и раньше) дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. (Речь идет не о стандартном заучивании букв и разбору по слогам, подробнее см.: Доман Г. Дошкольное обучение ребенка). Есть еще два кита, от которых зависит рост ума и одаренность: раннее обучение математике и передача ребенку энциклопедических знаний о мире (включая иностранные языки, музыку, живопись, географию, историю, зоологию и т.д.) тоже по специально разработанной в институте Домана системе.
        После десятилетий работы с тысячами больных и здоровых детей Доман и его коллеги утверждают: наибольший эффект любых занятий наблюдается в период роста мозга, то есть до семи с половиной лет. После этого возраста возможность научить чему-либо человека резко падает. Отсюда вывод Домана: чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспримет любую информацию в неограниченном количестве, тем проще ему будет овладеть любым умением.
        В институте Домана огромное значение придают физическому развитию. Дети, занимающиеся по его системе, - это вовсе не классические заученные болезненные вундеркинды. Нет, это пышущие здоровьем и энергией тренированные спортсмены. В парке рядом с институтом четырехлетние дети бегут кроссы по пять-десять километров вместе с родителями. И это никого не удивляет: так выглядит норма Домана. Итак, четвертым и очень существенным китом, на котором держится вся система Домана, является раннее физическое развитие и активное движение с рождения.
        Идеи Глена Домана наиболее полно представлены в книге "Гармоничное развитие ребенка", которую обязательно нужно прочесть и освоить. Написана она не очень понятным языком, поэтому мы сочли необходимым часть положений оттуда пересказать в нашей брошюре.
        Нам кажется, что, знакомясь с какой-то новой идеей, стоит на время забыть, что по этому поводу думает все остальное человечество. Общепринятые взгляды не всегда оказываются правильными, и выражение: "Вся рота идет не в ногу, один я иду в ногу", - может быть и верно по отношению к Доману. А расхождения между "всей ротой" и институтом в Филадельфии весьма заметны.
        Например, по данным большинства авторов, пишущих о развитии детей, младенцы начинают ползать в шесть-семь месяцев, по Доману они должны это делать через несколько минут после рождения, сразу после того как новорожденного обработает акушерка. Разница во времени принципиальная. К месячному возрасту тысячи детей, которые развиваются по системе Домана, уже активно ползают, но дело даже не в формальных сроках. Эти дети в месяц уже активно участвуют в жизни, активно "умнеют" и взрослеют, потому что им предоставлены возможности и созданы условия для движения. Время же, которое ребенок пролежит на спине туго спеленутым, можно считать потерянным для развития интеллекта, и восполнить его будет непросто.
        Доказано, что чем раньше ребенок научился какому-нибудь движению, тем это движение совершеннее, точнее, сильнее. Вот они - первые движения, первые шаги, которые выделят олимпийских чемпионов из сотен тысяч перворазрядников. А кто вообще решил, что дети в шапочках, завернутые в одеяла по горло, должны пролежать так много первых месяцев? Чьи-то бабушки? Прабабушки? По этому поводу можно привести данные исследований: выяснено, что в Конго, где дети раздеты (да еще и поголовно недоедают) и ими совершенно никто не занимается, они начинают ходить в среднем в девять месяцев, а в Швеции, где все условия противоположны, дети делают первые шаги в тринадцать-четырнадцать месяцев и до двух лет отстают в развитии от своих африканских ровесников. Почему?
        Единственно потому, что мы мешаем нашим детям свободно двигаться, стараясь укутать их потеплее и уложить поудобнее (для нас), а в нецивилизованных странах это никому не приходит в голову.
      
     

    Категория: Литература | Добавил: Валерия-мама | Теги: раннее воспитание, Физическое развитие, психология
    Просмотров: 1639 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]