Вторник
2017-11-21
3:55 AM
Поиск
Категории раздела
Мои файлы [0]
Литература [33]
Наш опрос
Как ваш ребенок перенес кризис трехлетнего возраста?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • only you

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Литература

    Алевтина Луговская. Если малыш замкнут
    2009-09-12, 10:50 PM

    Глава 1

    Причины замкнутости

       Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами. Во-первых, такое поведение может быть связано с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует... В данном случае родители должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него «что-то не так», совершенно напрасно. Стремление «перевоспитать» такого малыша, «пока не поздно», грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда малыш действительно спрячется «в свою скорлупку», «уйдет в себя».

       Иное дело, когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе... В таких ситуациях родителям просто необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения и, если это в ваших силах, помочь ребенку более безболезненно пережить данный период.

       Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно.

       Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает ее и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.

       А может быть, причина такой перемены поведения малыша в вас самих? Достаточно ли вы уделяете ребенку внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать то, о чем он хочет вам рассказать? А не случалось ли такое, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, смастерил необычный автомобиль из конструктора, вылепил настоящего медведя, а вы резко его оборвали или даже прикрикнули только потому, что вас оторвали от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча?

       Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного из членов семьи. Малышу постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит...

       Чтобы наверняка определить причину замкнутости вашего ребенка, проведите несложный психологический тест – предложите ему нарисовать свою семью, затем внимательно рассмотрите рисунок. На первый взгляд может показаться, что перед вами ничего не значащие каракули, но при внимательном, вдумчивом рассмотрении этого «творения» можно сделать совершенно определенные и порой совсем неутешительные выводы.

       В первую очередь обратите внимание на то, каким ребенок изобразил себя:

       – если он нарисован крупным планом, особенно если крупнее всех остальных фигур, он достаточно избалован и требует к себе особого внимания со стороны окружающих его людей;

       – если, наоборот, его фигурка слишком маленькая, значит, ребенок оценивает свою роль в семье как незначительную;

       – если ребенок изобразил себя в центре, значит, он чувствует себя самым важным; такой ребенок привык к повышенному вниманию со стороны других членов семьи. Если же в стороне от мамы, папы и других родных, значит, ему уделяется слишком мало внимания и он, скорее всего, считает себя одиноким;

       – большая разница в размерах изображенных членов семьи говорит о нарушении гармоничных взаимоотношений внутри нее. Маленькие фигурки изображенных лиц свидетельствуют о незначительности занимаемой ими позиции, крупные – наоборот, об их значимости;

       – если все фигуры одинаково крупные, можно с уверенностью говорить, что в семье умеют уважать мнение каждого из ее членов, в каждом видят самостоятельную личность;

       – слишком мелкие фигурки свидетельствуют о душевном дискомфорте малыша, поэтому приглядитесь к нему: нормально ли он себя чувствует, не подавлен ли он, не склонен ли к депрессии?

       – если малыш рисует себя в кругу семьи, значит, он тянется к общению с родными. Прекрасно, когда ребенок рисует всех взявшимися за руки – это показатель того, что в семье царит дружеская атмосфера, общение друг с другом всем доставляет удовольствие;

       – если ребенок разместил всех родных по разным комнатам – это серьезный повод для того, чтобы вы задумались: достаточно ли времени вы проводите вместе, полноценно ли вы общаетесь, не живет ли каждый из вас своей собственной жизнью?

       – если ребенок вместо семьи нарисовал просто дом, где не видно ни одного человека, значит, общение с родными не дает ему необходимого понимания, более того, обстановка в семье настолько напряженная, что малыш считает ее враждебной по отношению к себе;

       – если в рисунке рядом с членами семьи присутствует любимая игрушка, собачка или котенок, значит, малышу не хватает тепла; скорее всего, именно домашнее животное или игрушки заменяют ему общение с родителями; об этом же свидетельствует использование в рисунке большого количества мелких деталей;

       – если ребенок нарисовал себя среди игрушек, около телевизора или компьютера, значит, он предпочитает «общаться» с этими предметами, а не с членами семьи;

       – сильный нажим на карандаши при рисовании говорит о повышенной тревожности состояния ребенка, слабые линии рисунка говорят о его недоверии.

       Обратите внимание на то, с каким чувством ребенок взялся за рисунок. Рисует с удовольствием – любит свою семью, чувствует себя в ней комфортно; соглашается только после длительных уговоров – что-то не так в отношении к ребенку или между взрослыми, ребенок не получает в семье должного внимания или душевного тепла.

       Можно провести и такой тест: изобразите (схематически) на листке комнату, «расположите» в ней всех членов семьи, кроме ребенка, и предложите ему «разместить» в этой комнате себя. Если он посчитает необходимым «пересадить» кого-либо с одного места на другое, не запрещайте этого, предоставьте ему полную свободу действий.

       Последующие выводы:

       – в том случае, если ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении к ребенку;

       – если ребенок захотел сесть между родителями и для этого попросил пересесть кого-либо из вас, значит, он любит вас примерно одинаково; вы оба смогли окружить его своей заботой, и ребенок прекрасно понимает, что любим и мамой, и папой;

       – если же ребенок захотел сесть отдельно в угол на стульчик, вам нужно бить тревогу, потому что малышу в семье одиноко, тоскливо, дискомфортно. Перемените как можно скорее свое поведение, уделяйте ребенку больше внимания и любви, иначе плачевные результаты подобного отношения не заставят себя ждать.

    Категория: Литература | Добавил: Валерия-мама | Теги: воспитание детей, психология
    Просмотров: 438 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]