Возраст 1,5-3 года
Идея: Ксения, а также М.Монтессори, П.Скиллер и Д.Россано
тактильные ощущения
Предложите ребенку разноцветные кусочки ткани разного качества и разных рисунков (можно даже просто вещи). Расскажите ему о разных тканях (хлопок, лен, шелк, шерсть, синтетические ткани). Покажите бархат, гипюр, трикотажные ткани. Вы можете использовать нашу презентацию о тканях "Из чего сделана наша одежда?" (скачать тут).
Покажите ткани в горошек, в полосочку, в клеточку. Попросите найти другую ткань в горошек или в клеточку.
М. Монтессори предлагает дать ребенку парные кусочки ткани. Задача для ребенка - подобрать к кусочкам пары. Еще интересней будет если завязать глаза и сделать это на ощупь. Если ребенок не согласен завязывать глаза можно использовать коробку, сложить туда все вторые кусочки, а сверху чем-то прикрыть, оставив дырку для рук.
Мы по совету П.Скиллер и Д.Россано сделали тканевое лото. Они предлагают сделать его из кусочков обоев, но мы сделали из тканевых кусочков.
Мы вырезали квадраты из липкой бумаги (продается в канцелярских отделах). Убрали у квадратиков защитный слой и наклеили на изнаночную сторону ткани. Затем ткань отрезали по контуру кусочка. Таким образом, кусочек ткани оказался приклеенным на подложку. Все квадратики сделали парными. Первые части приклеили на картон, а вторые части нужны для того, чтобы подобрать пару. Моей дочке очень понравилось складывать лото - находить каждому кусочку пару.
С несколькими детьми можно играть, сделав несколько таких картонок. Вторые кусочки по очереди достаются из стопки. Выигрывает тот, кто первым соберет лото.
Возраст около 2-3 года
Идея: Дергунова Настя и Татищев Артем
Слух
Необходимо разложить перед ребенком несколько игрушек, отойти на 2-3 м. Шепотом попросите ребенка совершить различные действия с игрушками: посадить мишку в машинку, поставить кубики друг на друга и т.д. Это развивает остроту слуха и умение воспринимать словесную инструкцию.
Можно поиграть мимоходом, специально не готовясь, например в кроватке перед сном. Шепотом попросите малыша дотронуться до своего носа или сжать кулачки или т.п.
А следующая идея из коллекции упражнений М. Монтессори. Нужно сесть вместе с ребенком, замереть и послушать тишину. Нужно прислушаться и услышать шум капающей воды, тиканье часов или шум ветра в щели. На природе, летом это может быть стрекотание в траве или как дождь барабанит по крыше. Расскажите ребенку о звуках, которые вы впервые вместе услышали. В следующий раз малыш угадает их сам.
Возраст около 2-3 года
Идея: С. Лупан
Слух, ориентация в пространстве
Наверное все родители проговаривают малышам звуки, которые издают те или иные животные. Собачка - "ав-ав", курочка - "ко-ко", кошка -"мяу", корова - "му-у-у". Малыши быстро запоминают эти звуки и порой само животное так и называют.
Помимо проговаривания самого звука можно еще рассказывать ребенку, как называется этот звук. Вот примерный перечень, предложенный в книге С.Лупан: Пчела - жужжит; Осел - ревет; Утка - крякает; Кошка - мяукает; Кузнечик - стрекочет; Петух - поет, кукарекает; Ворона - каркает; Индюк - кулдыкает; Лягушка - квакает; Кабаны, свиньи - хрюкают; Лошадь - ржет; Коза - блеет; Собака - лает; Сова - ухает; Гусь - гогочет; Голубь - воркует; Сорока - трещит; Корова - мычит; Слон - трубит; Тигр, лев - рычит;
Затем предложите ребенку игры:
· Спросите: "Кто из животных квакает?", "Кто лает?", "Кто мычит?" и т.д. (Ответы: Лягушка, Собака, Корова)
· Назовите звук: "Ква-Ква" и спросите, что лягушка делает? (Ответ: "Квакает")
· Покажите картинки в книжках, на карточках или фотографии животных и спросите какие звуки издает животное? (Ответ по типу: "Квакает. Ква-ква")
· Если есть возможность продемонстрировать звуки, то дайте их послушать и спросите, как называется животное и что оно делает? (Ответ по типу: "Воробей. Он чирикает"). Например, много звуков есть в коллекции клипов Microsoft, можно их скачать там.
Возраст около 2-3 года
Идея: Дергунова Настя и Татищев Артем
Слух
В нашей коллекции была игра, где по звуку детского музыкального инструмента малышу нужно было определить сам инструмент. Настя и Артем предлагают использовать для этой цели наряду с детскими игрушками (губная гармошка, пианино, барабан, дудочка, ксилофон и т.п.) еще и самодельные музыкальные инструменты.
Сначала показываем малышу, как такой инструмент звучит, даем поиграть с ним. А потом, воспроизводим звук за ширмой или за занавеской и просим ребенка догадаться, какой же инструмент звучит.
Что можно взять в качестве самодельных инструментов:
Деревянные и металлические ложки;
Банки с какой-нибудь крупой;
Колокольчики;
Шуршащая бумажка;
Коробочка из под сока с крупой, пуговицами или монетками или детские погремушки;
Баночки с водой (разная наполненность) - стучать по ним палочкой;
Труба - рулончик от туалетной бумаги на один конец которого, с помощью канцелярской резинки, закреплен кусочек полиэтиленового мешочка. В трубу можно что-то петь или говорить. (можно маленький пакетик из под сока с вырезанными малыми гранями);
Две крышки от кастрюль и просто разные чашки/кастрюльки, стучать по ним ложечкой;
Старая стиральная доска;
Можно водить палочкой по прутьям детской кроватки, или же ложкой по ним же; |