Часть первая
ДЕТСТВО И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ
Глава первая РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЙ
Ребенок переживает свое детство. Познает же детство взрослый. Но что важнее для познания детствa — точка зрения взрослого или точка зрения ребенка? Если человек вообще начинал с того, что ставил себя на место объектов своего познания, приписывая им образ жизни и действия в соответствии с представлениями, которые он имел о своем собственном образе жизни и действиях, то особенно сильным оказывается соблазн поступать так по отношению к существу, происходящему от него самого, которое должно стать ему подобным, ребенку, за которым он наблюдает, развитием которого руководит и которому часто трудно не приписать собственные мотивы или чувства. К такому непроизвольному антропоморфизму приводят много поводов и обстоятельств. Забота взрослого о ребенке является своего рода диалогом, в котором взрослый воссоздает интуитивно ответы, которых он не получил на свои вопросы; он невольно прибегает к истолкованиям, могущим, по его мнению, дополнить неполные и изменчивые явления, привести их в систему1. На основе каких допущений создается такая система? На допущении интересов, которые взрослый считает интересами ребенка, хотя сам ребенок имеет о них лишь смутное представление; на допущении предрасположений, которые взрослый хотел бы увидеть у ребенка; на допущении привычек, духовных или социальных обычаев, которые взрослый более или менее отождествляет со своими собственными; наконец, на воспоминаниях собственного детства, которые он считает сохранившимися. Известно, однако, что исходные впечатления меняются с возрастом. На воспоминания человека влияют психическое развитие, склонность и различные обстоятельства. Если воспоминание не заключено прочно в рамки объективно определенных обстоятельств, что в случае впечатлений детства происходит редко, то оно может оказаться скорее отражающим настоящее, чем прошлое. Так, уподобляя ребенка самому себе, взрослый стремится постичь его душу.
Взрослый признает различия между ребенком и самим собой, но чаще всего сводит их лишь к количественным различиям. Сравнивая ребенка с самим собой, взрослый видит, что тот более беспомощен перед теми задачами, которые сам он способен решить. Конечно, степень этой неспособности можно попытаться измерить, и такие измерения, соответствующим образом собранные, могут показать различие соотношений и структур психики ребенка и психики взрослого. В этом смысле подобные измерения могли бы иметь положительное значение. Но и тогда ребенок все-таки остался бы просто уменьшенной копией взрослого.
Между тем то, чего недостает ребенку, можно рассматривать с качественной стороны — в случае, если возрастные различия в способностях, которыми обладает ребенок, объединить в системы и если определенные периоды развития приурочивать к каждой из этих систем. Тогда речь будет идти об этапах или стадиях, каждой из которых соответствует определенный уровень развития тех способностей или особенностей, которые ребенок должен приобрести. Юношу в этом случае можно было бы характеризовать как взрослого, развитие которого дошло до стадии, наиболее близкой к стадии взрослого. Спускаясь до раннего детства, можно было бы так рассмотреть каждый возраст. Но какими бы специфическими ни казались возможности, свойственные каждому этапу, они, согласно этой гипотезе, должны лишь сложиться с другими возможностями, для того чтобы образовать стадию взрослого; развитие рассматривается здесь, по существу, еще с количественной стороны.
Эгоцентризм взрослого может, наконец, проявляться в убеждении, что всякое психическое развитие имеет неизбежным пределом образ мыслей и чувств взрослого, образ мыслей и чувств его среды и эпохи. Если же взрослому случается встретить ребенка, мысли и чувства которого отличаются от его собственных, то ему не остается ничего другого, как считать их отклонением, отклонением, разумеется, устойчивым и в этом смысле необходимым и нормальным, механизм которого надлежит объяснить. Но прежде всего встает вопрос: действительно ли существует это отклонение? Действительно ли психика ребенка и психика взрослого так различны, что переход от одной к другой требует коренных преобразований? Являются ли законы мышления взрослого единственно возможной нормой и правомерно ли считать мышление ребенка просто отклонением от норм разума? Действительно ли умозаключения ребенка не имеют никакой связи с умозаключениями взрослого? И мог ли бы интеллект взрослого быть плодотворным, если бы его источники но были теми же, из которых берет начало интеллект ребенка?
' См.: М. Sherif, The Psychology of Social Norms, New-York, 1938. |