Нервно-психическое развитие детей 1-го года жизни.
|
|
|
|
этапы развития речи |
умения в процессах | |||
|
|
действия с предметами |
|
|
| |||
|
в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) |
мигает при резком звуке |
просыпается только для того, чтобы поесть, или когда мокрый |
|
в позе "эмбриона" с прижатыми к туловищу руками и ногами; его движения хаотические, медленные; кисти сжаты в кулачки |
|
|
|
|
в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) |
при сильном звуке |
|
|
|
|
|
|
|
взгляд на неподвижном предмете 2. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета. 3. Жмурится от яркого света. |
к звуку, голосу взрослого |
в ответ на разговор взрослого |
|
пытается поднимать и удерживать голову |
|
отдельные заднеязычные звуки "г", "к" |
|
|
зрительное сосредоточение на лице взрослого или на неподвижном предмете 2. Длительное слежение за движущейся игрушкой или взрослым, на расстоянии до 1 м |
повороты головы при длительном звуке |
улыбкой на разговор с ним |
|
поднимает и хорошо держит голову; удерживает вложенную в руку игрушку |
|
отдельные звуки |
|
|
сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого, игрушке; заинтересовавшись чем-то, поворачивает вслед и голову, и глаза |
|
в ответ на общение с ним |
наталкивается руками на игрушки, низко висящие над его грудью |
на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову 2.При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах 3. Удерживает голову в вертикальном положении тела на руках у взрослого |
|
|
|
|
(радуется); переводит взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает вблизи |
невидимый источник звука |
в ответ на обращение, начинает пугаться |
и захватывате висящую игрушку |
что и в 3 мес., но более ярко выражено |
|
|
руками грудь матери или бутылочку во время кормления |
|
от чужих, по разному реагирует на них, следит взглядом за двумя предметами попеременно, ищет наполовину спрятанный предмет |
матери. Различает строгие и ласковые интонации обращенной к нему речи |
новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем оживляется или пугается |
из рук взрослого. Удерживает ее в руке |
на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки |
|
певуче гулит |
|
|
отдельные жесты взрослого, например "иди ко мне" |
реагирует на свое и чужое имя |
рассматривает окружающие предметы и людей, быстро реагирует на выражение лица взрослого |
игрушку из разных положений и подолгу занимается с ней |
с живота на спину. Начинает ползать |
отдельные слоги (начало лепета) |
|
снимая пищу губами |
|
игрушкой; оценивает размер предмета на глаз, соизмеряет его захват |
интонацию голоса, понимает, когда его хвалят или ругают |
появляется интерес |
стучит, размахивает, бросает |
|
находит взглядом предмет, расположенный в постоянном месте |
|
|
|
или удивляется при виде незнакомых предметов, фиксирует внимание на двух объектах одновременно |
что такое "где?", "дай", "на" |
чем-то занят, может поиграть со зрослым |
занимается долго и разнообразно. Подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.д.) |
сидит и ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Переступет, держась за барьер |
находит несколько предметов, расположенных на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет ранее освоенные действия (без показа), например, "Ладушки", "Дай ручку" и т.д. |
произносит и повторяет различные слоги |
ест корочку хлеба. Пьет из чашки, которую держит взрослый |
|
за взрослыми, реагирует на их мимику и жесты |
под танцевальную мелодию (если дома поют и пляшут с ним) |
на маму, общается при помощи жестов |
предметами по-разному в зависимости от их свойств |
предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками |
находит несколько знакомых предметов независимо от их расположения 2. Знает свое имя |
взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете |
из чашки, слегка придерживая ее руками 2. Спокойно относится к высаживанию на горшок |
|
названные предметы |
музыкальные мелодии, различает тиканье часов. |
если он мокрый или голодный, сообщает голосом |
и по просьбе взрослого выполняет освоенные действия: открывает, закрывает, вынимает, выкладывает предметы и т.д. |
невысокие предметы и сходит с них |
находит и подает знакомые предметы |
взрослому, повторяя за ним новые слоги, которых нет в лепете |
умения, приобретенные в 9 мес. |
|
рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в незнакомое место |
обращенную к нему речь |
слове "нельзя", начинает по-разному относиться к окружающим |
новыми действиями и начинает выполнять их по словесной инструкции взрослого: накладывает кубики, снимает и надевает на стержень кольца с небольшими отверстиями |
самостоятельно без опоры |
(без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения "Принеси", "Найди", "Отдай", "Положи на место" и т.д. |
новым слогам. Произносит до 10 облегченных слов. Понимает слово "Нельзя" |
пьет из чашки |
|
фотографии знакомого взрослого, предметы на картинке |
звукам: машина едет - "жжж", киска мяукает - "мяу" |
|
выполняет освоенные действия с игрушками (катает, кормит, водит и т.д.) |
|
|
|
|